Техника анализа ранних воспоминаний по А. Адлеру и других авторов
Концепция Альфреда Адлера базируется на его воззрениях о том, что самое раннее воспоминание клиента, как событие его жизни, закрепляется в психическом пространстве для того, чтобы связать прошлое с настоящим, выявить в раннем воспоминании нынешний стиль жизни индивида. В человеческой памяти бессознательно сохраняются и в дальнейшем могут вербализоваться именно те чувства и переживания, которые связаны с его настоящим состоянием и интерпретируют его подход к жизни. В связи с этим ранние воспоминания содержат в себе информацию о нынешнем стиле жизни личности. А. Адлер указывает на то, что воспоминания никогда не вступают в противоречие со стилем жизни. Если стиль жизни индивида изменится под влиянием критических жизненных событий, то изменятся и его ранние воспоминания. В связи с этим ранние воспоминания содержат в себе информацию о нынешнем стиле жизни личности.
Чтобы выявить и осознать свои детские убеждения вам нужно вспомнить (записать) 3 самых ранних детских воспоминания примерно до 7-8 лет.
Эти воспоминания нужно будет тщательно проанализировать до мельчайших подробностей и записать на бумагу все самые ключевые переживания, чувства, эмоции, мысли, убеждения и решения.
Итак, вы записали свои воспоминания. Далее работаем с каждым воспоминанием:
- дать ему название;
- выразить свои чувства по поводу этого события;
- внести любое изменение в запомнившееся событие.
В последующем анализе использовалось только ПЕРВОЕ воспоминание. Последующие использовать лишь в том случае, если первое не удается удовлетворительно проанализировать.
1-й этап анализа - фиксируются содержательные категории и выдвигаются гипотезы
Важно не опровергать гипотезы и не соглашаться с ними сразу, а просто зафиксировать все, что подходит к нашему воспоминанию.
Мать
Имеет значение присутствие матери в ранних воспоминаниях и ее отсутствие.
а) присутствие матери в ранних воспоминаниях проявляется у человека с жизненным стилем избалованного ребенка;
б) мать может присутствовать в ранних воспоминаниях тех субъектов, которые испытывали недостаток ее внимания;
в) мать может присутствовать в ранних воспоминаниях хорошо адаптированных благодаря ей субъектов;
г) отсутствие матери может проявляться у тех людей у которых есть чувство, что мать ими пренебрегала;
д) отсутствие матери также может говорить о том, что ребенок к ней не привязан, не удовлетворен своей жизненной ситуацией;
е) отсутствие матери может быть связано с рождением младшего ребенка в семье и как следствие с «детронизацией (свержением с трона).
Следуя классическим канонам анализа необходимо записать на отдельном листочке ВСЕ гипотезы, которые соответствуют категории, даже если они противоречат друг другу!
Далее - присутсвие отца. И снова фиксируем по порядку, все, что нам подходит!
Отец
а) присутствие отца в ранних воспоминаниях может наблюдаться в тех случаях, когда ребенок обращается к отцу из-за неудовлетворенности отношениями с матерью и/или в связи с рождением следующего ребенка;
б) отец может присутствовать в ранних воспоминаниях избалованного ребенка восстающего против своего отца;
в) отсутствие отца не анализируется
Братья и сестры
а) присутствие в ранних воспоминаниях брата или сестры может свидетельствовать о детронизации;
б) субъект находится в состоянии соперничества с сиблингом;
в) присутствие братьев и сестер может означать несамостоятельность, зависимость от сиблинга;
г) присутствие братьев и сестер также может означать развитие социальных чувств и сотрудничества.
Двоюродные братья и сестры
а) присутствие двоюродного брата или сестры того же пола – расширение поля социального действия, распространение его за пределы семьи;
б) присутствие двоюродного брата или сестры противоположного пола – возможно, есть трудности во взаимодействии с противоположным полом.
Бабушки, дедушки и остальные родственники
а) присутствие бабушки, дедушки и/или остальных родственников может свидетельствовать о том, что они баловали ребенка;
б) присутствие бабушки, дедушки и/или остальных родственников, но исключение остальных людей и как следствие недостаточная социальная адаптация.
Посторонние, чужие люди: гости, друзья, соседи и пр.
а) присутствие посторонних чужих людей (гостей, друзей, соседей) - ребенок осознает себя как часть общества, распространяет свой интерес за пределы семьи, сотрудничество, хорошая социальная адаптация исследуемого;
б) посторонние люди как опасность;
в) несамостоятельность и страх остаться одному.
Тип события:
-
Опасность, несчастный случай, телесные наказания и т.п.: Может свидетельствовать о преувеличенной тенденции сосредотачиваться преимущественно на враждебной стороне жизни. «Чувство беспомощности, преувеличение опасности и трудности жизни, страх перед неудачей и провалом, страх, что не добьется успеха в жизни, концентрация внимания на опасности падения».
-
Болезни и смерть: страх перед ними; Часто присутствуют в воспоминаниях врачей, что является следствием стремления лучше подготовится к встречи с ними. Иногда такие дети начинают навязчиво интересоваться смертью.
-
Проступки, кражи, сексуальный опыт и др.: Указание на огромные усилия, для того чтобы избегать их в дальнейшем;
-
Новые жизненные ситуации: Воспоминание о первом посещении детского сада или школы, показывает, какое большое впечатление оказывают на человека новые жизненные ситуации.
Оценка поведения субъекта:
Отъединенное – общительное
Пассивное – активное
Враждебное – доброжелательное
Зависимое – независимое
Эмоциональное переживание среды субъектом:
Угрожающая – дружественная
Отвергающая – принимающая
Утратил уверенность в себе – уверен в себе
Угнетен – радостен
С ним дурно обращаются – с ним хорошо обращаются
Активность-пассивность субъекта:
Активный подход — субъект сам решает совершить какое-либо действие
-
Инициативное преследование цели.
-
Исследование цели путем установление собственных правил и игнорирование барьеров.
-
Преследование цели с помощью окольных, фиктивных или тщательных усилий.
Пассивный подход — это действие является результатом решений или действий других людей.
-
«Ведомое» преследование цели, когда не принимается ничего такого, что превышало бы требование ситуации.
-
Пассивное сопротивление – субъект подчиняется с завистью и враждебностью прилагает минимальные усилия.
-
Субъект действует без уверенности в собственном стремлении чего-то добиться, он в сомнениях и депрессии, внутренне уже оставил надежду.
Способ восприятия ситуации субъектом Преобладающий вид чувствительности (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание)
2-й этап предлагается прочитать все гипотезы, записанные на I этапе, и вычеркнуть те из них, которые опровергаются какими-либо другими элементами воспоминания.
3-й этап предлагается сосредоточиться удобным для себя способом и попытаться постичь формулы жизненного стиля. Работать поначалу лучше в режиме мозгового штурма — продуцировать любые идеи и записывать их, не критикуя. Затем на основе анализа этих идей должна быть выведена отточенная формула жизненного стиля, начинающаяся со слов, предложенных Адлером, например: «Жизнь — это...» или: «Жить — значит...».
4-й этап анализа мы переходим к исследованию ранних воспоминаний той жизненной формулы, которую мы составили
Схема контент-анализа ранних воспоминаний включает выделение и оценку ряда элементов воспоминания:
- характеристика "психологического пространства":
а) его объем: суженный (например, комната, детская кроватка) - расширенный (например, улица, двор);
б) его насыщенность определенными объектами: действующими реальными персонажами, вербально обозначенными, но отсутствующими в описанной сцене персонажами (например, "мамы нет"), а также объектами живой и неживой природы (например, радио, машина, песня);
в) положение в пространстве главного персонажа (ребенка) и других персонажей, обозначенных объектов: степень их удаленности друг от друга, наличие связующих (например, дорога, телефон) или разделяющих элементов (например, борт коляски, стены комнаты);
- активность субъекта в организации своего "психологического пространства":
а) степень активности;
б) способы преодоления разобщенности или достижения автономности (включая психологическую цену применения этих способов);
в) направленность на совместную деятельность: наличие "Я-ситуации" (ребенок не включен во взаимодействие с другими персонажами) или "Мы-ситуации" (ребенок взаимодействует с другими персонажами);
3)типичные психологические затруднения и их отражение в характере осознавания и стиле их разрешения
- особенности эмоционального реагирования: вербализация переживаний и степень их осознания, динамика эмоций, эмоциональный фон.
Стадии психосексуального развития и соответствующие им темы ранних воспоминаний
A. Оральная стадия (0-1,5 года) Темы воспитания, удовлетворения желаний — или недоверия и лишения чего-либо.
B. Анальная стадия (1,5 года- 3 года) Темы бунтарства, неподчинения, нанесения вреда себе или другим — или послушания, чистоплотности, заботы об имуществе
C. Фаллическая стадия (3 года- 6 лет) Темы получения удовольствия от власти и силы, или боязни наказания за это удовольствие, или сексуальные темы
D. Эдипова стадия (6-12 лет) Темы вражды, соревнования или гармоничных действий в семейном треугольнике
E. Латентная стадия (12-до 22 лет) Темы какой-либо совместной со сверстниками активности; принятия или отвержения группой; индивидуальных достижений.
Это основная интерпретационная схема анализа не только Адлера, это обобщенный и систематизированный опыт разных авторов.
Записаться на консультацию
Оставьте заявку и я вам перезвоню