Техника анализа ранних воспоминаний по А. Адлеру и других авторов

Концепция Альфреда Адлера базируется на его воззрениях о том, что самое раннее воспоминание клиента, как событие его жизни, закрепляется в психическом пространстве для того, чтобы связать прошлое с настоящим, выявить в раннем воспоминании нынешний стиль жизни индивида. В человеческой памяти бессознательно сохраняются и в дальнейшем могут вербализоваться именно те чувства и переживания, которые связаны с его настоящим состоянием и интерпретируют его подход к жизни. В связи с этим ранние воспоминания содержат в себе информацию о нынешнем стиле жизни личности. А. Адлер указывает на то, что воспоминания никогда не вступают в противоречие со стилем жизни. Если стиль жизни индивида изменится под влиянием критических жизненных событий, то изменятся и его ранние воспоминания. В связи с этим ранние воспоминания содержат в себе информацию о нынешнем стиле жизни личности.

Чтобы выявить и осознать свои детские убеждения вам нужно вспомнить (записать) 3 самых ранних детских воспоминания примерно до 7-8 лет.

Эти воспоминания нужно будет тщательно проанализировать до мельчайших подробностей и записать на бумагу все самые ключевые переживания, чувства, эмоции, мысли, убеждения и решения.

Итак, вы записали свои воспоминания. Далее работаем с каждым воспоминанием:

  • дать ему название;
  • выразить свои чувства по поводу этого события;
  • внести любое изменение в запомнившееся событие.

В последующем анализе использовалось только ПЕРВОЕ воспоминание. Последующие использовать лишь в том случае, если первое не удается удовлетворительно проанализировать.

1-й этап анализа - фиксируются содержательные категории и выдвигаются гипотезы

Важно не опровергать гипотезы и не соглашаться с ними сразу, а просто зафиксировать все, что подходит к нашему воспоминанию.

Мать

Имеет значение присутствие матери в ранних воспоминаниях и ее отсутствие.

а) присутствие матери в ранних воспоминаниях проявляется у человека с жизненным стилем избалованного ребенка;

б) мать может присутствовать в ранних воспоминаниях тех субъектов, которые испытывали недостаток ее внимания;

в) мать может присутствовать в ранних воспоминаниях хорошо адаптированных благодаря ей субъектов;

г) отсутствие матери может проявляться у тех людей у которых есть чувство, что мать ими пренебрегала;

д) отсутствие матери также может говорить о том, что ребенок к ней не привязан, не удовлетворен своей жизненной ситуацией;

е) отсутствие матери может быть связано с рождением младшего ребенка в семье и как следствие с «детронизацией (свержением с трона).

Следуя классическим канонам анализа необходимо записать на отдельном листочке ВСЕ гипотезы, которые соответствуют категории, даже если они противоречат друг другу!

Далее - присутсвие отца. И снова фиксируем по порядку, все, что нам подходит!

Отец

а) присутствие отца в ранних воспоминаниях может наблюдаться в тех случаях, когда ребенок обращается к отцу из-за неудовлетворенности отношениями с матерью и/или в связи с рождением следующего ребенка;

б) отец может присутствовать в ранних воспоминаниях избалованного ребенка восстающего против своего отца;

в) отсутствие отца не анализируется

Братья и сестры

а) присутствие в ранних воспоминаниях брата или сестры может свидетельствовать о детронизации;

б) субъект находится в состоянии соперничества с сиблингом;

в) присутствие братьев и сестер может означать несамостоятельность, зависимость от сиблинга;

г) присутствие братьев и сестер также может означать развитие социальных чувств и сотрудничества.

Двоюродные братья и сестры

а) присутствие двоюродного брата или сестры того же пола – расширение поля социального действия, распространение его за пределы семьи;

б) присутствие двоюродного брата или сестры противоположного пола – возможно, есть трудности во взаимодействии с противоположным полом.

Бабушки, дедушки и остальные родственники

а) присутствие бабушки, дедушки и/или остальных родственников может свидетельствовать о том, что они баловали ребенка;

б) присутствие бабушки, дедушки и/или остальных родственников, но исключение остальных людей и как следствие недостаточная социальная адаптация.

Посторонние, чужие люди: гости, друзья, соседи и пр.

а) присутствие посторонних чужих людей (гостей, друзей, соседей) - ребенок осознает себя как часть общества, распространяет свой интерес за пределы семьи, сотрудничество, хорошая социальная адаптация исследуемого;

б) посторонние люди как опасность;

в) несамостоятельность и страх остаться одному.

Тип события:

  1. Опасность, несчастный случай, телесные наказания и т.п.: Может свидетельствовать о преувеличенной тенденции сосредотачиваться преимущественно на враждебной стороне жизни. «Чувство беспомощности, преувеличение опасности и трудности жизни, страх перед неудачей и провалом, страх, что не добьется успеха в жизни, концентрация внимания на опасности падения».

  2. Болезни и смерть: страх перед ними; Часто присутствуют в воспоминаниях врачей, что является следствием стремления лучше подготовится к встречи с ними. Иногда такие дети начинают навязчиво интересоваться смертью.

  3. Проступки, кражи, сексуальный опыт и др.: Указание на огромные усилия, для того чтобы избегать их в дальнейшем;

  4. Новые жизненные ситуации: Воспоминание о первом посещении детского сада или школы, показывает, какое большое впечатление оказывают на человека новые жизненные ситуации.

Оценка поведения субъекта:

Отъединенное – общительное

Пассивное – активное

Враждебное – доброжелательное

Зависимое – независимое

Эмоциональное переживание среды субъектом:

Угрожающая – дружественная

Отвергающая – принимающая

Утратил уверенность в себе – уверен в себе

Угнетен – радостен

С ним дурно обращаются – с ним хорошо обращаются

Активность-пассивность субъекта:

Активный подход — субъект сам решает совершить какое-либо действие

  1. Инициативное преследование цели.

  2. Исследование цели путем установление собственных правил и игнорирование барьеров.

  3. Преследование цели с помощью окольных, фиктивных или тщательных усилий.

Пассивный подход — это действие является результатом решений или действий других людей.

  1. «Ведомое» преследование цели, когда не принимается ничего такого, что превышало бы требование ситуации.

  2. Пассивное сопротивление – субъект подчиняется с завистью и враждебностью прилагает минимальные усилия.

  3. Субъект действует без уверенности в собственном стремлении чего-то добиться, он в сомнениях и депрессии, внутренне уже оставил надежду.

Способ восприятия ситуации субъектом Преобладающий вид чувствительности (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание)

2-й этап предлагается прочитать все гипотезы, записанные на I этапе, и вычеркнуть те из них, которые опровергаются какими-либо другими элементами воспоминания.

3-й этап предлагается сосредоточиться удобным для себя способом и попытаться постичь формулы жизненного стиля. Работать поначалу лучше в режиме мозгового штурма — продуцировать любые идеи и записывать их, не критикуя. Затем на основе анализа этих идей должна быть выведена отточенная формула жизненного стиля, начинающаяся со слов, предложенных Адлером, например: «Жизнь — это...» или: «Жить — значит...».

4-й этап анализа мы переходим к исследованию ранних воспоминаний той жизненной формулы, которую мы составили

Схема контент-анализа ранних воспоминаний включает выделение и оценку ряда элементов воспоминания:

  1. характеристика "психологического пространства":

а) его объем: суженный (например, комната, детская кроватка) - расширенный (например, улица, двор);

б) его насыщенность определенными объектами: действующими реальными персонажами, вербально обозначенными, но отсутствующими в описанной сцене персонажами (например, "мамы нет"), а также объектами живой и неживой природы (например, радио, машина, песня);

в) положение в пространстве главного персонажа (ребенка) и других персонажей, обозначенных объектов: степень их удаленности друг от друга, наличие связующих (например, дорога, телефон) или разделяющих элементов (например, борт коляски, стены комнаты);

  1. активность субъекта в организации своего "психологического пространства":

а) степень активности;

б) способы преодоления разобщенности или достижения автономности (включая психологическую цену применения этих способов);

в) направленность на совместную деятельность: наличие "Я-ситуации" (ребенок не включен во взаимодействие с другими персонажами) или "Мы-ситуации" (ребенок взаимодействует с другими персонажами);

3)типичные психологические затруднения и их отражение в характере осознавания и стиле их разрешения

  1. особенности эмоционального реагирования: вербализация переживаний и степень их осознания, динамика эмоций, эмоциональный фон.

Стадии психосексуального развития и соответствующие им темы ранних воспоминаний

A. Оральная стадия (0-1,5 года) Темы воспитания, удовлетворения желаний — или недоверия и лишения чего-либо.

B. Анальная стадия (1,5 года- 3 года) Темы бунтарства, неподчинения, нанесения вреда себе или другим — или послушания, чистоплотности, заботы об имуществе

C. Фаллическая стадия (3 года- 6 лет) Темы получения удовольствия от власти и силы, или боязни наказания за это удовольствие, или сексуальные темы

D. Эдипова стадия (6-12 лет) Темы вражды, соревнования или гармоничных действий в семейном треугольнике

E. Латентная стадия (12-до 22 лет) Темы какой-либо совместной со сверстниками активности; принятия или отвержения группой; индивидуальных достижений.

Это основная интерпретационная схема анализа не только Адлера, это обобщенный и систематизированный опыт разных авторов.

Записаться на консультацию

Оставьте заявку и я вам перезвоню

Что-то пошло не так. Повторите попытку позже

Спасибо за заявку, я вам перезвоню