• Возрастные страхи. Каждому возрасту присущи определенные страхи. Они со временем пройдут сами собой. Но это не значит, что их надо игнорировать. Если ребёнок чего-то боится, обязательно надо отнестись к его страху с пониманием, проявить заботу, расспрашивая ребенка, чего он боится. Если малыш чувствует себя защищенным, то страхи со временем исчезают сами. 
  • Навязчивые страхи. Могут появиться при конкретных обстоятельствах, которые вызвали у ребенка панику. Например, на высоте, в воде, в замкнутом пространстве. 
  • Бредовые страхи. Страхи, которые нельзя объяснить рационально. Например, ребенок боиться играть в опредленныеы игрушки, боиться садиться в автобус и др. Если такой страх был обнаружен, то следует узнать причину, может его что-то сильно напугало, когда он ехал в машине или его укачивает. Если причина не обнаружилось, то следует обратиться  к психологу. 
  • Сверхценные страхи. Это те страхи, с которыми чаще всего обращаются родители. Это страхи — результат фантазии ребенка, замешанный на конкретной ситуации. Овладев мыслями ребенка, не дают ему думать ни о чем другом. Пример такого страха — чудовища, что живут под кроватью. 

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.

  • 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;
  • 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
  • 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
  • 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
  • 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
  • 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
  • 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;
  • 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
  • 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
  • 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
  • 11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.